Главная страница /

«Пожарная безопасность и независимая оценка пожарного риска»

05 апреля 2017
«Пожарная безопасность

и независимая оценка пожарного риска»

«Пожарная безопасность

и независимая оценка пожарного риска»

 

         В Российской Федерации разработана концепция создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности (НОР).

         Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы создания и развития НОР.

          Независимая оценка пожарного риска или пожарный аудит проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска.

         Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России.

         С принятием Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Тех.регламент) и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 года № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» собственнику представляется выбор: либо его объект, как и раньше, останется под надзором пожарной охраны, либо он будет на договорной основе аудиторской организацией.

         В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральным законодательством и нормативными документами по пожарной безопасности, путем проведения НОР, собственник получает Заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.

         В соответствии с Тех.регламентом, каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование и т.п.) должен иметь Систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска.

         В ст.6 указанного закона определены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, при этом собственник объекта сам принимает решение о выполнении того или иного условия:

         1)      в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

         2)      в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

         Если собственник объекта защиты по каким-либо соображениям не желает или не может выполнить предложенное мероприятие (например: монтаж дорогостоящей автоматической системы пожаротушения; увеличение ширины коридора или дверных проемов эвакуационных выходов и т.д.), он может с помощью расчетов пожарного риска доказать, что его объект находится в пожаробезопасном состоянии и привести в качестве доказательства те технические решения, которые он принял для достижения этого.

         Следует отметить, что оценка пожарного риска – это проведение соответствующих расчетов по специальным методикам, с помощью которых можно определить, соответствует ли риск тем значениям, которые установлены Тех.регламентом.

         Если на объекте выполняются все требования пожарной безопасности (требования сводов правил, государственных стандартов и других нормативных документов по пожарной безопасности), то расчет по оценке пожарного риска не требуется. При этом расчеты по оценке пожарного риска могут входить в состав НОР.

         В силу действующего Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 года № 644, объекты, получившие положительное заключение НОР не могут планироваться к проведению плановых проверок в течение срока действия НОР. При этом планы проверок на предстоящий год органами Федерального государственного пожарного надзора (ФГПН) подаются в прокуратуру не позднее 1 сентября, и в случае представления заключения НОР после этого срока объект может быть запланирован к проведению проверки. Необходимо отметить, что в последнем случае (если объект запланирован к проведению проверки и непосредственно перед ней представлено заключение НОР) должностные лица органов ФГПН вправе проверять только достоверность используемых в расчетах исходных данных, и в случае правильного их применения проверяется выполнение на объекте требований Тех.регламента и Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года № 390.

         Должностные лица органа ФГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения НОР. В случае несоответствия исходных данных фактическим обстоятельствам на объекте инспектором выносится мотивированное решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска. В дальнейшем это влечет проведение полнообъемной плановой проверки объекта защиты.

         Проводить НОР имеют право экспертные организации, аккредитованные в установленном порядке МЧС России и имеющие соответствующее свидетельство.

         Информацию по вопросам, связанным с проведением НОР можно получить в отделении надзорной деятельности и профилактической работы по Дальнеконстантиновскому району.

Ваше мнение
Что по Вашему мнению должно являться главным направлением в работе районных властей в ближайшее время?